Автор: Жамиль Салимгареев
Tubatay Beats — это музыкальный проект сети кафе быстрого питания «Тюбетей» Султана Сафина. Сам Сафин — продюсер и музыкант коллектива, в который вошли Ислам Валеев и Ильяс Фархуллин. Что известно об этой группе, и чем ребята будут выделяться среди других современных татарских исполнителей — в материале.
«Этот проект мы начали 10 лет назад. С «Тюбетей» мы сделали новый шаг в современной татарской еде. Теперь такой «кыстыбургер» мы сделали в музыке», — рассказал на пресс-конференции «Татар-информа» Сафин.
Музыку Сафин описал так: «Музыка для повседневного сопровождения. Музыка-привычка». Одна из композиций называется «Моң-чилл-хоп», а на презентации альбома в «Татар-информе» Сафин станцевал под «Тала-тала хип-хоп». Всего композиций 60, и в первый альбом вошли только 20. Оставшиеся могут попасть во второй и третий сборники.
Должность «битмейкера» и «концептуального лидера» в коллективе занимает Ислам Валеев, участник лейбла Malsi Music. Его отец Рустем Валеев считался одним из самых видных популяризаторов игры на баяне. Непосредственно на баяне (и на других народных инструментах) в Tubatay Beats играет Ильяс Фархуллин. Он шутит, что во время знакомства с Исламом и Султаном чувствовал себя «более старым внутри», потому что рос не на современной музыке, а этно-фольклорной.
Султан Сафин называет себя соблюдающим мусульманином, который как минимум делает пятикратный намаз. В основу идеи легли любовь к исламу и «уличной культуре». Среди музыкальных жанров, на которых стоит музыка Tubatay Beats, Сафин перечислил: Lo-fi, R&B, chillhop и даже funk.
В числе исполнителей, которые вдохновили исполнителей на «rhythm and blues» звучание, есть и Ашер, и Джастин Тимберлейк, и Крис Браун.Разобраться в традиционной татарской компоненте оказалось сложнее. Конкретного исполнителя, который бы повлиял на музыку Tubatay Beats, нет. Очевидно, свой след оставили и Ильгам Шакиров, и Альфия Авзалова, но это сложно-сочиненный синтез татарской музыки, где выделить одного исполнителя — обесценить других.
«Это то, что мы впитывали с детства, то, что звучит внутри нас. То, что мы выдаём — это и есть татарская музыка, потому что мы дети татарского народа», — объяснил корреспонденту Сафин.
Исламская культура — важная составляющая татарской культуры. Однако, у ислама сложное отношение к музыке. Одни богословы считают ее недопустимой или, в лучшем случае, рекомендуют ее избегать, а другие не имеют ничего против нее. Но прямого запрета на музыку в исламе нет, подчеркнул популяризатор татарской культуры, историк Альфрид Бустанов, есть только мнения.
«Не только длинной бородой определяется исламская культура, должны быть разные формы. В разных средах должны появляться такого рода явления, которые бы усложняли общий феномен», – считает Бустанов.
По его словам (и ребята неоднократно это подчеркивали), проект Tubatay Beats направлен на развитие татарской культуры. В данном случае музыка или еда — это всего лишь одни из форм этой культуры. В будущем это может превратиться и в тексты песен, и в спектакли, и даже в кино, считает Бустанов.
«Мечети и памятники культуры — это результат синтеза культуры и большого бизнеса. Одно без другого невозможно. Государственных программ в XVIII — XIX веке не было», — рассказал он корреспонденту.
Собственным примером татарская культура показала, как этот синтез должен происходить, уверен он. Советское время приучило нас, что большие умы ходят в тряпье, но это было не нужно.
«Я думаю, что к общему знаменателю эта музыка точно не приведет, а к расширению репертуара — может быть. Такого рода культурные продукты нужны в исламской среде», — считает Бустанов.
Музыку Tubatay Beats вживую можно будет услышать уже совсем скоро. Завтра, 19 апреля, в 17:00 рядом с кафе «Тюбетей» по адресу Татарстан, д. 3 пройдет «Татарча Рейв». А 26 апреля Tubatay Beats откроет программу мероприятий акции в поддержку татарского языка «Мин татарча сөйләшәм!» небольшим 15-минутным выступлением.
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии