Автор: Жамиль Салимгареев
Литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест» стартовал сегодня. Как прошло открытие, о чем говорили спикеры – в репортаже «Татар-информа».
Каждый год «Аксенов-фест» задает тему, и в этом году это – документалистика в самых разных ее проявлениях: литературном, кинематографическом и театральном.
Этими словами фестиваль открыла литературный критик, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова.«Фестиваль уже вшит в наш культурный код», – считает начальник Управления культуры исполнительного комитета Казани Азат Абзалов.
Он также сказал, что в этом году фестиваль неслучайно избрал Национальную библиотеку своей площадкой. Как отметила директор библиотеки Мадина Тимерзянова, фестиваль проводит здесь «лучшие свои годы».
Расширяется география фестиваля – в этом году он выйдет на городские площадки. Помимо Национальной библиотеки, Казанской ратуши, Дома Аксенова и нескольких муниципальных библиотек (№13, 26 и 27), форум затронет также сад Рыбака, сад Аксенова и парк «Елмай».
Частью фестиваля станет и музыка. «Давайте жить в стиле джаза», – закрепил эту мысль Абзалов. Хедлайнером музыкальной программы станет заслуженный артист России Евгений Маргулис.
Впереди участников и гостей фестиваля ждет множество обсуждений, кинопоказов и презентаций. Первое из таких обсуждений прошло сразу после открытия. Писатели Денис Осокин, Эдуард Веркин, Ив Готье, Дмитрий Воденников, а также журналист Радиф Кашапов и театральный режиссер Андрей Опарин попытались определить границы документального в литературе, кино и театре.
Учитывая рамки обсуждения, прийти к четкому ответу дискутантам не удалось, однако стали ясны проблемные зоны этой темы.Рамки дискуссии попробовал задать модератор и участник встречи Денис Осокин. Он назвал художественную литературу своим «родным морем» – при этом, признался Осокин, имей он амбиции режиссера, снимал бы только документальное кино.
Одно это, может быть, разграничивает документалистику литературную от кинематографической. Еще запутаннее дела обстоят с док-театром. Так, например, беседуя с Андреем Опариным, корреспондент пришел к выводу, что документалистика в театре – не столько жанр, сколько инструмент.
«Есть еще разница градаций «документальный-свидетельский». Документальный был связан с техникой «вербатим», возникшей в Англии, когда драматурги ходили с диктофонами, то есть буквально записывали на носители», – рассказывал Опарин.
Из этого материала создавалась документальная пьеса, из которой создавалась постановка. В этом случае уже трудно говорить, насколько такой спектакль документален.
«Если разбираться строго, театроведчески, мы запутаемся. Все равно мы скажем, что человек находится в пространстве игры – то есть, это уже не документ», – говорил Опарин.
Это верно даже для театра свидетельского, где человек рассказывает историю, которую он засвидетельствовал. Потому что на сцене этот рассказ должен иметь композицию, должен пройти художественную обработку.
Но, несмотря на то, что определенного понятия «документального» в театре нет, он остается актуален, потому что продолжает «обжигать».
«Это ситуация ожога от действительности, когда ты сталкиваешься с болью напрямую», – объяснил художественную ценность документалистами Опарин.
Подводя некоторый итог, Опарин и корреспондент согласились, что документалистика – это все-таки инструмент, и очень важный.
Звучали на круглом столе и другие (но похожие) мнения. Например, писатель Эдуард Веркин заявил, что «задача прозы – не даггеротипировать реальность», а «художник должен подчеркивать то, чего зритель не видит». Радиф Кашапов, например, и вовсе назвал документалистику лукавством. В целом, каждый из спикеров зацепился за одну мысль, которую хорошо описал специальный гость фестиваля из Франции Ив Готье.
«Если ты стоишь перед картиной или событием – перед фактом, – как только ты наводишь на него камеру или, говоря образно, перо, ты – художник. С этого момента включаются требования к изложению, эстетике», – поделился своими мыслями с корреспондентом «Татар-информа» Готье.
По наблюдению француза, сегодня документальный жанр становится все более «благородным». Во Франции отношение к документальному хуже, чем в России, хотя Готье всегда интересовался, как могут сосуществовать художественное и документальное. Так, например, Готье вспомнил про свой роман «Вспоминайте хоть изредка о вашем замерзающем», написанный на стыке двух этих форм.
Но панельная дискуссия подошла к концу, и спикеры разошлись. Следом поэт Максим Замшев презентовал новую книгу стихов «Незаживающее». Вместе с главным редактором журнала «Казань» Альбиной Абсалямовой они обсудили, насколько проста литература.
Впереди – еще целых два фестивальных дня, а уже сегодня вечером в Казанской ратуше объявят обладателя премии «Звездный билет».
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии