Фото: Эмин Рамазанов
В Казани завершился VIII Фестиваль лучших инклюзивных практик, ставший крупнейшей площадкой для обмена опытом в сфере специального образования. Около четырех десятков учебных заведений Татарстана представили свои инновационные разработки и методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
На площадке Университета управления «ТИСБИ» собрались ведущие специалисты и педагоги, чтобы поделиться своими наработками и обсудить перспективы развития инклюзивного образования в республике. Корреспонденту «Татар-информа» удалось пообщаться с организаторами и членами жюри фестиваля, чтобы узнать все подробности этого значимого события.
В течение нескольких дней участники фестиваля демонстрировали инновационные проекты в области инклюзивного образования и обменивались опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Мероприятие стало масштабной площадкой для профессионального диалога между педагогами, методистами и руководителями образовательных организаций.
В рамках фестиваля прошли мастер-классы, круглые столы и презентации лучших практик инклюзивного образования. Участники представили широкий спектр инновационных проектов для дошкольных учреждений, школ и организаций дополнительного образования, направленных на создание комфортной образовательной среды для всех детей. Перед награждением победителей фестиваля были продемонстрированы творческие номера в компетенции «Жестовое искусство». По словам ректора университета Дмитрия Полякова, фестиваль стал важной площадкой для обмена опытом и распространения лучших практик инклюзивного образования. «Педагоги профессионально растут из года в год, обмениваются опытом и практиками, что позволяет им более эффективно помогать детям с особыми потребностями», — подчеркнул он.

Фото: Эмин Рамазанов
Особое внимание было уделено вопросу подготовки квалифицированных преподавателей. «Необходимо создавать условия для увеличения числа специалистов в этой области — как в материальном плане, так и в плане социального признания их труда», — отметил ректор.
Вуз демонстрирует успешный опыт инклюзивного образования. «Наши студенты с ограниченными возможностями активно участвуют во всех творческих и спортивных мероприятиях, конкурсах проектов. Они обучаются в общей среде, что помогает им чувствовать себя частью социума», — прокомментировал Поляков.
В университете создана особая семейная атмосфера. «Каждый студент, в том числе и с ограниченными возможностями, здесь чувствует себя как дома», — отметил ректор, подчеркнув важность инклюзивного подхода в образовании.
Говоря о городской инфраструктуре, ректор отметил положительные изменения: «В центре города дороги оборудованы прекрасно, хорошо освещены пешеходные переходы. Есть специальные автобусы с низким полом». Однако он признал, что есть и проблемы, требующие решения.
Преподаватели университета активно участвуют в фестивале в качестве наблюдателей, членов жюри и экспертов. «Они перенимают лучшие практики и методики, что способствует общему повышению профессионализма», — добавил Поляков.
Фестиваль продолжит свою работу и в следующем году, получив поддержку университета для дальнейшего развития инклюзивного образования в регионе.
На церемонии награждения были определены победители в различных номинациях. Несмотря на то, что в фестивале нет формальных победителей, участники проявили высокую соревновательную активность. «Судя по довольным улыбкам участников, фестиваль удался», — отметил ректор, поблагодарив педагогов за участие.
Как отметила Наталья Юлтыева, старший методист информационно-методического отдела Управления образования Казани, уровень фестиваля растёт с каждым годом: «В этом году у нас участвовало около 90 педагогов. Количество участников растёт, и уровень фестиваля с каждым годом становится выше».
Фестиваль включает несколько номинаций, охватывающих дошкольные учреждения, школы и организации дополнительного образования. «Первое место всегда бывает одно, но может быть два вторых, два третьих, потому что действительно трудно отобрать, и работы очень достойные», — подчеркнула Юлтыева.
О фестивале уже знают по всей Республике Татарстан. В этом году поступили заявки от образовательных учреждений Зеленодольска, Арска, Сабы и Лаишево. «Они хотят принять участие и, самое главное, поучиться у нас», — отметила представительница управления образования.
В сфере дополнительного образования пока существует определённая проблема — недостаток адаптированных образовательных программ. «Мы должны работать с педагогами, обучать их и помогать составить адаптированную программу», — пояснила Юлтыева.
Особого внимания заслуживает опыт детского сада № 33, который в прошлом году занял первое место во всероссийском конкурсе в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». «Это наша гордость. Их приглашали уже много раз и в Санкт-Петербург, и в Москву», — поделилась она.
Фестиваль продолжает набирать обороты, привлекая всё больше участников и расширяя географию. В планах — рассмотреть возможность расширения конкурса на республиканский уровень.

Фото: Эмин Рамазанов
Как отметила Марианна Герасимова, кандидат философских наук и руководитель Методического центра по поддержке людей с РАС и другими ментальными нарушениями, нынешний фестиваль продемонстрировал рекордное количество заявок и высокий уровень представленных практик. «Относительно прошлых лет очень высокий уровень. Сами практики у людей, у специалистов, у педагогов», – подчеркнула она.
Особое внимание было уделено критериям оценки работ, включающим актуальность, разработанность темы, глубину содержания и инновационность. Важным аспектом стала демонстрация количественных и качественных результатов внедрения практик.
Среди представленных проектов были отмечены инновационные разработки в сфере музыкального образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. «Впервые так ярко прозвучала работа изучения музыки», – подчеркнула эксперт.
Фестиваль также стал площадкой для выявления потенциальных участников республиканских и всероссийских конкурсов.
В заключении было отмечено, что наряду с реализацией программы «Доступная среда» необходимо продолжать работу по повышению общественной осведомленности и формированию культуры принятия людей с ограниченными возможностями здоровья. «Нужно проводить большую работу, чтобы наши дети росли в добре и хотели помогать ребятам, которым нужна поддержка», – подытожила Герасимова. Проректор по социальной политике и инклюзивному образованию Университета управления «ТИСБИ» Елена Мелина подчеркнула, что подготовка педагогов становится все более качественной с каждым годом. «Самое главное – это практический опыт педагогов, который нельзя просто так взять и внедрить без практического применения», – подчеркнула она.
Особое внимание было уделено разнообразию представленных проектов. «Выбирать победителей было очень сложно, потому что работы были действительно сильные и достойные», – прокомментировала Мелина. По ее словам, преподаватели подготовили обширный дидактический и презентационный материал, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
Важной особенностью фестиваля стала возможность обмена опытом между педагогами. «Практика не может работать без результативности», – отметила Мелина, подчеркнув значимость публичного представления методик для их дальнейшего распространения и совершенствования.
В будущем организаторы планируют уделить особое внимание дополнительному образованию. «Там шикарные возможности и методики, но нужно, чтобы педагоги не боялись это показывать», – заявила Мелина, обозначив планы по расширению участия преподавателей дополнительного образования в подобных мероприятиях.
Успех фестиваля подтверждает эффективность инклюзивного образования в регионе и создает основу для дальнейшего развития и внедрения инновационных практик не только в Татарстане, но и по всей России. Отметим, фестиваль проводится с 2019 года в целях выявления и тиражирования лучших практик в области инклюзивного образования, способствующих решению задач успешного включения в образовательный процесс воспитанников с особыми образовательными потребностями.
VIII Фестиваль лучших инклюзивных практик подтвердил свою роль как ведущей площадки для развития инклюзивного образования в регионе. Предложенные инновационные решения и методики открывают новые возможности для создания безбарьерной образовательной среды и помогают каждому ребенку реализовать свой потенциал.
Эмин Рамазанов
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии