Автор: Эльза Кузнецова

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
Житель Нижнекамска – 90-летний Виль Хатыпович Хасанов до сих пор бережно относитcя к каждой крошке хлеба. Это не просто привычка – это память, пропитанная голодом, страхом и звуками бомбежек.
Ему было всего шесть лет, когда его детство оказалось в ловушке истории: 22 июня 1941 года семью эвакуировали из Карелии в Ленинград – город, который через несколько месяцев оказался в смертельном кольце блокады.
«Когда мать уходила, жевала черный хлеб, заворачивала в марлю и прямо в рот Люцие, младшей, – вспоминает Виль Хатыпович. – Она этого не принимала… Через двадцать дней или полмесяца умерла».

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
Выжить младенцу в тех условиях было почти невозможно. Сам Виль и его сестры были настолько слабы, что не могли подняться с кровати. Голод сводил с ума. Кусочек черного хлеба замачивали в воде, чтобы легче было проглотить. Мама старалась готовить хоть что-то, и вкус той похлебки он помнит до сих пор – спустя 84 года.
«Мать еще один раз от хомута принесла ушки — это сырая кожа. Ее в теплую воду бросаешь, набухает как палец, – говорит Виль Хатыпович. – Как лапшу резала, резала… и так вкусно было. Сварили – мягкое такое стало. Мечтали, чтобы еды было побольше…»
Но даже голод не был самым страшным. День и ночь город сотрясался от залпов и взрывов. Бомбежки, пожары, страх – всё это прочно врезалось в детскую память. Выбраться из Ленинграда удалось лишь со второй попытки.

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
«Солдаты все время нас грузили как мешки, бросали в кузов. Колонна из пяти-шести машин, – вспоминает он. – Мы шли вторыми, первую машину метров за двадцать от нас разбомбили… Мы отклонились, ехали без фар, в темноте, и добрались до другого берега. Там нас хорошо накормили, но от слабости все равно ходить не могли. Потом нас посадили в вагоны и отправили в город Иваново».
Из Иваново многодетная семья перебралась в Нурлат – к маминой сестре. Там, в девять лет, Виль впервые пошел в школу. Писали мелом на черной дощечке – ни ручек, ни тетрадей.
«Во втором классе уже начали чернилами писать. Чернила сами делали из сажи, сахару немного добавляли – такие блестящие получались, – улыбается Виль Хатыпович. – Все ученики были в чернилах, все время их разливали».
Именно во втором классе он запомнил особую дату – 9 мая. День Победы.
«Все обрадовались – думали, отцы, братья вернутся, всё наладится», – говорит он.

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
Отец действительно вернулся с фронта – в 1946 году. Продолжил преподавать в селе Димтамак Ютазинского района. А Виль Хасанов окончил 10 классов, поступил в горно-металлургический техникум, получил профессию, о которой мечтал. В 1959 году его направили в Караганду, где он начал работать электрослесарем, а затем стал старшим механиком по автоматизации.
Женился. Воспитал двух сыновей. В 1980 году семья переехала в Нижнекамск, где Виль Хатыпович устроился механиком на шинный завод. Проработал там около 20 лет.
«Всегда брался за любую работу. Любил учиться», – говорит он. Эти качества он передал сыновьям.

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
Сегодня Виль Хатыпович – не просто ветеран, блокадник, свидетель страшной эпохи. Он – дедушка пятерых внуков, которым рассказывает о войне, чтобы они ценили мир. Учит их беречь хлеб, понимать, какой ценой достается обычная еда и спокойная жизнь.
«Мечта у меня одна, – говорит он. – Чтобы никто больше на свете не знал, что такое война».

Фото предоставлено Надеждой Багаутдиновой
В этом году в России отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Также по решению Президента РФ Владимира Путина 2025-й объявлен Годом защитника Отечества. Недавно Раис РТ Рустам Минниханов вручил награды ветеранам войны. Он отметил, что в современном облике России есть огромная доля каждого из них.
Материал подготовлен при участии Надежды Багаутдиновой.
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии