Из Республиканской клинической больницы Татарстана выписали пациентку, за жизнь которой несколько месяцев боролись специалисты нескольких отделений. Женщине несказанно повезло. Ее случай – пример того, почему отсутствие прививки от гриппа и самолечение антибиотиками смертельно опасны. Подробности в репортаже «Татар-информа».
Автор: Роман Баданов
После перенесенного гриппа у жительницы РТ случилось тотальное поражение легких
Из Республиканской клинической больницы Татарстана выписали пациентку, за жизнь которой несколько месяцев боролись специалисты нескольких отделений. Женщине несказанно повезло. Ее случай – пример того, почему отсутствие прививки от гриппа и самолечение антибиотиками смертельно опасны. Подробности в репортаже «Татар-информа».

Из РКБ выписали Анастасию Галяутдинову, за жизнь которой несколько месяцев боролись специалисты нескольких отделений
Фото: © Роман Баданов / «Татар-информ»
«Я занялась самолечением – купила себе антибиотики, температура зашкаливала за 40 градусов»
29-летняя Анастасия Галяутдинова из Чистополя в Республиканской клинической больнице Татарстана находится с февраля, и вот накануне ее наконец выписали. Девушка уже как ни в чем не бывало рассказывает историю своей болезни, словно не была в шаге от смерти.
«Началось все с того, что заболела моя дочка. С ней я поехала в детскую больницу Чистополя. Там у меня поднялась температура. Через день мы вернулись домой, где я занялась самолечением – купила себе антибиотики. Они не помогли, а температура тела ушла за 40 градусов.
Я не могла даже сидеть, начались судороги. Только тогда вызвала скорую помощь», – рассказала Анастасия Галяутдинова.Анастасию привезли в реанимацию местной больницы, но ситуация была столь критична, что ее пришлось переправить в Республиканскую клиническую больницу вертолетом санавиации. Это было 18 февраля. Только через месяц Анастасия пришла в себя.
«То, что было со мной в тот месяц, я совсем не помню. Видела только сны о том, что меня выписали. Открываю глаза – я в РКБ. Начала паниковать из-за такой смены обстановки, но врачи меня успокоили», – вспоминает Анастасия.
Как показало обследование, легкие Анастасии были поражены на 95% – она совсем не могла дышать сама. Шансы на выживание, по словам врачей, близились к нулю.
За время, проведенное в клинике, пациентка прошла искусственную вентиляцию легких, процедуру искусственного легкого – ЭКМО, многократные переливания крови и разрывы дыхательных органов.
Благодаря усилиям медиков РКБ женщина, которая находилась на грани смерти, все-таки пошла на поправку.

Екатерина Дьякова: «Каждый год мы сталкиваемся со случаями тяжелых течений вирусов. Грипп – самая частая вирусная инфекция. Не надо быть самоуверенным, просто сделайте прививку»
Фото: © Роман Баданов / «Татар-информ»
«Усугубить ситуацию могли отказ от прививки и курение»
Без малого 30 врачей и медсестер спасали жизнь пациентки. Как только она поступила в РКБ, заведующая отделением пульмонологии РКБ Екатерина Дьякова и реаниматологи начали медикаментозное лечение, но этого было недостаточно.
Болезнь протекала настолько тяжело, что уже вскоре Анастасию пришлось подключить к аппарату ЭКМО – метод экстракорпоральной мембранной оксигенации выполняет функции легких, он переводит газообразный кислород в кровь.
«Подобная ситуация в нашей практике далеко не первая. Каждый год мы сталкиваемся со случаями тяжелых течений вирусов. Грипп – самая частая вирусная инфекция. Люди думают, что их это минует. Не всегда так происходит. Не надо быть самоуверенным, просто сделайте прививку», – подчеркнула Екатерина Дьякова.
Пульмонолог напомнила: когда человек прививается, он страхует себя от тяжелого течения болезни. Еще одним методом профилактики может быть отказ от курения.
«Такого драматичного расклада событий можно было избежать. Просто пациентке надо было проводить диагностику. Повышенная температура – это общая реакция организма, а не критерий конкретной бактерии. Чтобы точно определить вирус, нужно делать тест. В аптеках продаются даже экспресс-тесты. И не занимайтесь самолечением», – отметила Екатерина Дьякова.
Пациентку решили не погружать в кому, а оставить в сознании, чтобы доктора могли контролировать ее состояние оперативно. В тот день заведующий отделением реанимации Рустем Ахундов остался ночевать в реанимации и дежурить около пациентки. Следующие две недели за Настю дышал аппарат. Пульмонологи с фармакологами, бактериологами и биологами подбирали нужную терапию, на которую потихоньку начинал реагировать организм женщины.
Когда Анастасию уже сняли с ЭКМО и продолжили лечение на ИВЛ, у нее случился пневмоторакс. Легкие стали рваться из-за того, что легочная ткань стала плотной и нерастяжимой. Женщину взяли под свое крыло торакальные хирурги.
«Поражение легких у Анастасии осложнилось двусторонним пневмотораксом – воздух выходил из легочной ткани между грудной клеткой и легкими. В правом легком ситуация была проще, но в левом начал скапливаться гной. Дело в том, что воздух, которым мы дышим, не стерилен, в пораженных легких он вызвал гнойное воспаление», – рассказал торакальный хирург хирургического торакального отделения №1 РКБ Ранис Гайсин.

Ранис Гайсин: «Поражение легких у Анастасии осложнилось двусторонним пневмотораксом»
Фото: © Роман Баданов / «Татар-информ»
Между ребрами Анастасии установили дренажные трубки, которые отводили литры гноя. Однако отверстие, через которое выходил воздух, не закрывалось. Торакальным хирургам пришлось проводить операцию через проколы – очищать оболочку легкого. Только после операции ткани начали заживать, и легкое расправилось. Ранис Гайсин подчеркнул: «Ушить ткани можно было, но они все равно порвутся из-за воспаления, его нужно было снять».
«У Анастасии молодой организм, он хорошо восстанавливается. Однако то обстоятельство, что пациентка раньше курила, могло повлиять на столь сложное развитие болезни. У всех курящих людей легочная ткань испорчена. Она не восстановится до конца никогда, даже если бросить вредную привычку», – отметил хирург.
«В реанимации реабилитологи учили меня заново сидеть и кушать»
Врачи постепенно понижали уровень кислорода в аппарате ИВЛ, чтобы легкие пациентки разрабатывались. Сейчас, по словам Анастасии, она может пройти по больничному коридору уже сама, без дополнительной аппаратуры.
«В реанимации реабилитологи учили меня заново сидеть и кушать. Я долго лежала, и мышцы ослабли. Потому долго ходить я не могу. Зато делаю это уже без ходуль, а ведь совсем недавно стояла с ними максимум полминуты и топталась на месте. Кстати, домой я приобрела кислородный конденсатор. Он – мой друг на ближайшее время. Сама я пока не могу дышать, а прибор даст кислород высокой концентрации. Надеюсь, что получится быстро отлучиться от этого аппарата», – рассказала Анастасия.
Есть у Анастасии и пульсоксиметр. С помощью него она замеряет сатурацию – уровень насыщения артериальной крови кислородом. Сейчас ей нужен уровень не меньше 90%.
На наших глазах Анастасия около минуты постояла около кровати, а сатурация уже снизилась ниже рекомендуемой для нее нормы. Ей предстоит еще долгое восстановление.
«Меня поддерживал весь мой город, родные, близкие, друзья, знакомые. Молились за меня представители разных религий. Я благодарна каждому, кто разделил со мной это тяжелое время. И, конечно, огромное спасибо врачам. Они не дали уйти мне в иной мир. Помню, как общалась с ними, показывая свои надписи на бумаге. Столько блокнотов исписала, я ведь не могла говорить», – вспоминает Анастасия.
С особыми эмоциями она рассказывает о своей трехлетней дочери, которая ждет возвращения мамы из больницы.
«С днем рождения, мама. Я тебя люблю. Выздоравливай», – звучит нежный детский голос из телефона Анастасии.
Такие сообщения от любимого ребенка вызывают у нее слезы, но одновременно прибавляют жизненных сил.
«Анализирую эту историю, говорю себе: никогда в жизни больше не займусь самолечением. Никогда! Советую никому не надеяться на себя. Лучше взять больничный, сходить к врачу, вызвать скорую помощь по номеру 103, если это нужно», – отметила женщина.
Сейчас Анастасии нельзя болеть ни в коем случае. Ей нужно пить много витаминов, избегать сквозняков и находиться дома. Ей предстоит обратиться в реабилитационный центр, чтобы продолжить возвращать утраченные навыки, которые нам кажутся элементарными.
«Когда-то я курила сигареты, но на момент болезни уже давно бросила. Интересно то, что врачи, увидев снимок моих пораженных легких, поинтересовались, курю ли я вейп», – рассказала Анастасия Галяутдинова.

С помощью пульсоксиметра Анастасия замеряет сатурацию – уровень насыщения артериальной крови кислородом должен быть не меньше 90%
Фото: © Роман Баданов / «Татар-информ»
«Чаще всего пациентов с таким сильным поражением легких спасти не удается»
«Случай Анастасии уникален тем, что закончился положительно. К сожалению, чаще всего пациентов с таким сильным поражением легких спасти не удается. Ее спасли молодой возраст, сила воли, а также слаженная оперативная работа команды медиков», – отметила врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии №1 РКБ Регина Огурцова.
«Анастасия думает, что лежала в коме. Это была не кома, лишь одна из стадий угнетения сознания. Она не понимала, что происходит вокруг. Страдали высшие корковые функции человека, такие как память и восприятие», –сказала Регина Огурцова.
«После комы сильно изменились бы когнитивные способности. В нашем случае такого нет», – добавила заведующая отделением медицинской реабилитации РКБ Аида Якупова.
После майских праздников Анастасию смогли перевести в отделение реабилитации. Уже после снятия с ЭКМО с ней начали работать реабилитологи. Сначала разрабатывали суставы, потом постепенно ставили на ноги. Ходить пациентка начала около десяти дней назад.
«Ставили на ноги через слезы и боль. Анастасия очень сильно переживала, и страх мешал делу. Мы же успокаивали ее тем, что самое страшное позади – теперь только вперед», – рассказала врач-реабилитолог.
Сейчас, по словам Аиды Якуповой, без кислородного аппарата пациентка может сидеть 30 минут, а ходить около 15 минут. Идет естественное восстановление организма, реабилитологи дают ей задания по реабилитации. Одно из них – дыхательная гимнастика.
«Восстановить легкие реально, но какие-то последствия всегда остаются. Возможно, бегать марафоны Анастасия не сможет, но ходить своими ногами и работать – вполне. Она справится, сегодня мы выписываем ее домой, а дома и стены лечат», – сказала Аида Якупова.
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии