Вадим Линтварев родился в год, когда в стране была создана система гражданской обороны, – в этом году ему исполнилось 93 года. Он служил в ракетных войсках, в системе гражданской обороны ТАССР и в Агропромышленном комитете. Накануне Дня гражданской обороны России он рассказал, как система ликвидации последствий ЧС работала тогда.
Автор: Елена Фенина
93-летний ветеран системы гражданской обороны рассказал, как все начиналось
Вадим Линтварев родился в год, когда в стране была создана система гражданской обороны, – в этом году ему исполнилось 93 года. Он служил в ракетных войсках, в системе гражданской обороны ТАССР и в Агропромышленном комитете. Накануне Дня гражданской обороны России он рассказал, как система ликвидации последствий ЧС работала тогда.

Ветеран системы гражданской обороны Вадим Линтварев с супругой Валентиной Николаевной
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
Ровесник системы гражданской обороны – ему тоже 93 года
4 октября в России отмечается День гражданской обороны. Создание системы гражданской обороны страны началось с постановления правительства от 1932 года, которое дало старт общесоюзной системе местной противовоздушной обороны СССР. В 1961 году она была преобразована в систему гражданской обороны.
Помимо гражданской обороны в наши дни в стране действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, главная задача которой – противодействие кризисным явлениям и выполнение важнейших задач по ликвидации последствий техногенных катастроф и природных явлений.
Именно РСЧС присылает сообщения населению об опасности атаки БПЛА или беспилотной опасности, предупреждает о надвигающихся ураганах и заморозках.Накануне праздничной даты «Татар-информ» пообщался с ветераном системы гражданской обороны Вадимом Линтваревым. Родился он в год создания системы ГО и в этом году тоже встретил свое 93-летие. С февраля 1974-го по декабрь 1985 года он возглавлял Штаб гражданской обороны Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. В общей сложности 35 лет он отдал военной службе.
Сегодня Вадим Константинович живет с супругой Валентиной Николаевной. 70-й год пошел, как они вместе. Супруги воспитали дочерей-близняшек, которым сейчас по 68 лет. Линтваревы богаты двумя внуками и двумя правнуками.
«Я родился в Вологде – это где резной палисад», – смеется Вадим Константинович.
«Тогда это был небольшой городок. Мое детство пришлось на очень трудное время: школьник получал хлебную карточку на 300 граммов, а студент техникума – на 500. Поэтому неважно было, какая специальность, интересна она или нет, надо было поступать. И я поступил в торговый техникум на товароведа. В 1950 году я его окончил, уже собирался идти работать, но на меня и других ребят пришла повестка в военкомат», – вспоминает Вадим Константинович.
Мать быстро собрала чемодан, и юношу почти сразу же отправили учиться в Череповецкое пехотное училище.

Фото: МЧС по РТ
Военную академию имени Фрунзе окончил с золотой медалью
«После двух лет обучения в звании лейтенанта меня направили на службу в сухопутные войска, назначили командиром взвода. Полк стоял в Архангельской области. Жили мы в бывшем лагере для заключенных – условия были отвратительные, и мы с другом решили снимать квартиру у одной из местных жительниц. Через время меня перевели в штаб дивизии, тоже командиром», – вспоминает Вадим Константинович.
В 1956 году он женился на девушке из Вологды, а познакомился с ней благодаря случаю.
«Женщина, у которой мы квартиру снимали, – родная сестра моей тещи, тоже из Вологды. Когда я поехал в отпуск, она попросила передать семена. И я пошел передавать – вот так будущую жену и увидел в первый раз. Через год мы поженились, вскоре у нас родились близняшки», – объяснил он.
Жила молодая семья непросто – в военном городке супруге приходилось быть и бухгалтером, и медсестрой. Удобств особых не было, из-за постоянного отсутствия главы семейства дома Валентине Николаевне одной с двумя детьми приходилось непросто. Но тогда на жизнь жаловаться было не принято.
Вадим Линтварев стремился познать все тонкости военного дела и поступил в Военную академию имени Фрунзе. Окончил он ее с золотой медалью.

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Как нитка в иголку, ракета зашла в цель»
«После окончания академии меня повысили по службе – назначили начальником штаба ракетного полка Ракетных войск стратегического назначения. Дважды я успешно совершил два боевых пуска по учебным целям в Северном Ледовитом океане и на Камчатке, за что был награжден орденом Красной Звезды», – вспоминает он.
Первый пуск был совершен с Байконура в 1967 году.
«Ракета, которую мы должны были запустить, сначала должна была пройти комплексные испытания. И на второй стадии этих испытаний выяснилось, что ракета неисправна. Поставлена она была с Днепропетровского завода, где главным конструктором работал Кучма – будущий президент Украины», – смеется Вадим Константинович.
Новую ракету для испытаний привезли только через два месяца – все это время жили на Байконуре.
«Условия там были сложные: сильный ветер, мерзлый песок и ни одного деревца, чтобы укрыться. Шинель была до того песком пропитана, что, когда в казарму приходили, она колом стояла», – говорит Вадим Линтварев.
Новая ракеты приехала из Омска – испытания прошли успешно.
«Как нитка в иголку, ракета зашла в цель», – добавил он.
Второй пуск был из Костромы – цель находилась на Камчатке.
«Запуск производился из шахты. Головная часть была, конечно, без ядерного запала. Через десять минут после запуска зазвонил телефон. На том конце был министр обороны Гречко – поздравил нас с успешно выполненной задачей», – вспоминает Вадим Константинович.

Фото: МЧС по РТ
«Кроме карандаша с ручкой и карты, ничего у нас не было»
Через 10 лет полковник Линтварев стал негоден по состоянию здоровья для службы в ракетных войсках.
«Тогда мне было всего 40 лет – еще молодой. И меня направили в систему гражданской обороны. Это был 1974 год, я возглавил Штаб гражданской обороны Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Так мы с семьей приехали в Казань», – вспоминает он.
Говорит, что в то время единственным пособием по работе была небольшая книжка под названием «Это должен знать каждый». Система ГО находилась на начальной стадии развития.
«У нас работали отделы инженерной защиты, оперативный отдел, отдел связи, медицинской защиты и боевой подготовки и так далее. Кроме карандаша с ручкой и карты, ничего у нас не было», – вспоминает ветеран.
Тогда положение в стране было сложное, все готовились не к миру, а к войне, вспоминает Вадим Константинович.
«На оборонных предприятиях усилили работу по строительству защитных сооружений – все это происходило в высоком темпе. Тогда мы поднимали вопрос, что укрытия должны быть и в жилых домах, но финансирования не хватило. Вот сегодня летят БПЛА – вспоминаем об этом. Например, у нашего дома укрытие в подземном гараже: ключи непонятно у кого, если среди ночи угроза будет, где этого человека искать? И к тому же подвал наш затапливается», – сетует Вадим Константинович.

Фото: МЧС по РТ
«До сих пор помню, как ликвидировали последствия пожара, в котором погибли 18 человек»
«Сегодня гражданская оборона не входит в систему силовых структур. Но сотрудники ее имеют массу серьезных обязанностей. Особенно это важно, когда на территорию Татарстана залетают вражеские дроны», – подчеркнул Вадим Константинович.
Работа системы ГО сегодня существенно отличается от той, что велась в годы службы Вадима Константиновича.
«Не было круглосуточных дежурств, как сейчас. На разные происшествия нас поднимали среди ночи, выдергивали из дома. Был случай – нефтепровод в Сокурах перед началом ледохода оказался под угрозой, в любой момент его могло разрушить льдом, который вздыбился и уперся в трубу. Мы взяли саперов из танкового училища, заложили взрывчатку и подорвали лед – труба уцелела», – вспоминает он.
Происшествий за годы его службы хватало. Одно из них Вадим Константинович помнит до сих пор – пожар на заводе синтетического каучука, в котором погибли 18 человек.
«Это был примерно 1981 год. Дежурная смена газовиков сообщила об утечке газа. Тогда мода была у солдат набивать себе каблуки на ботинки. Один из газовиков как раз только демобилизовался – он себе в каблук вбил электрод. Пол в цеху был каменный. По одной из версий, этим электродом он создал искру – произошел мощный взрыв. Никто не выжил там, все сгорело. Мы прибыли на ликвидацию последствий. Пожарные все залили водой, предотвратили распространение огня на цеха, где были горючие материалы. Потом приехали родственники погибших – все ревут, им ничего не говорят, это был кошмар», – вспоминает Вадим Константинович.
Работать на ликвидации последствий ЧП, вспоминает Вадим Константинович, в те годы было в разы сложнее – спасателей тогда еще не было.
«Батальон гражданской обороны, который стоял в Казани, состоял из солдат. Они не обладали тем объемом знаний, которые сейчас есть у спасателей. Техники не было такой, как сейчас. Сейчас есть медицина катастроф, а у нас были медицинские дружины – кто в чем одет! Сейчас медиков видно издалека – человек сразу поймет, что ему идут на помощь, и медикаменты у них тоже при себе, как в скорой помощи. Мы не знали, что такое спасение на воде, а сейчас существует ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам. И к самолетам мы не прикасались. Сейчас МЧС – это огромная структура, владеющая и техникой, в которой работают подготовленные люди. Поэтому она способна решать задачи, которые направлены на спасение людей, на оказание помощи. В случае возникновения чрезвычайной ситуации первыми идут всегда сотрудники МЧС – спасатели и пожарные, потом идет медицина катастроф и только после них все остальные», – подчеркнул Линтварев.
Проработал в штабе ГО Вадим Константинович 14 лет.
«Я выходил напрямую на председателя Совета Министров Гумера Усманова, потом он стал первым секретарем обкома партии, а на его место пришел Минтимер Шаймиев. Тогда как раз из Москвы написали, что я выслужил установленные законом сроки. Мне тогда было 54 года, и Шаймиев предложил мне пойти работать во вновь образованную организацию – Государственный агропромышленный комитет РТ. Там я стал начальником подотдела гражданской обороны, занимался продовольственной безопасностью», – рассказывает ветеран.
Там он проработал 16 лет. За это время Штаб гражданской обороны преобразовался в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.
«В тот год, когда Минтимер Шарипович стал Президентом Татарстана, мне пришло письмо о том, что я выслужил установленные сроки государственной службы. Мне было уже 70 лет, и я ушел на пенсию», – вспоминает Вадим Константинович.
В день образования системы гражданской обороны ветеран пожелал своим коллегам крепкого здоровья, чтобы они могли нести свою службу достойно и с гордостью.
«Желаю совершенствования профессиональных качеств, направленных на спасение людей, и постоянной боевой готовности всех сил гражданской обороны», – подытожил он.
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии