Зеленодольский фанерный завод внес большой вклад в Победу в Великой Отечественной. На нем производили фанеру для обшивки фюзеляжей самолетов, делали лыжи для спецподразделений Красной Армии. Сегодня мы расскажем, как предприятие из Города трудовой доблести обеспечивало фронт нужными материалами, демонстрируя пример стойкости и преданности Родине.
Каждый шестой самолет в войну был сделан из зеленодольской фанеры

Знаменитая в Зеленодольске башня «Тамара», построенная задолго до войны, стала производственным цехом. Здесь были установлены станки для производства спичек
Фото: стоп-кадр видео
Предприятие с более чем вековой историей
Зеленодольский фанерный завод был основан в 1898 году в поселке при железнодорожной станции Зеленый Дол американским промышленником. Изначально предприятие специализировалось на выпуске пиломатериалов, бочарной клепки и спичечной соломки, которая экспортировалась в Англию.
В 1916 году завод был продан Петроградско-Брагорскому обществу, а позже вошел в состав акционерного общества «Северо-фанерные и деревообделочные заводы «Русская фанера».
После национализации в 1918 году, а именно с 1923 года, предприятие начало производство фанеры.
С начала Великой Отечественной войны завод оперативно перешел на выпуск продукции для военных нужд. С 1965 года он носит современное название – Зеленодольский фанерный завод.

Авиационная фанера использовалась для обшивки фюзеляжей самолетов По-2
Фото: airwar.ru
Фанера обеспечивала необходимую прочность и легкость конструкции самолета
Невозможно переоценить вклад фанерного производства в победу над врагом. В годы войны было выпущено 44 тыс. кубометров фанеры, в том числе бакелизированной, отличавшейся повышенной влагостойкостью и прочностью. Такой материал применялся при строительстве понтонных мостов, саней для транспортировки артиллерийских орудий и тяжелого стрелкового оружия.
Авиационная фанера использовалась для обшивки фюзеляжей самолетов По-2 (У-2 ВС). Эти легкие и маневренные бипланы широко применялись для разведки, связи и ночных бомбардировок. Фанера, произведенная на заводе, обеспечивала необходимую прочность и легкость конструкции самолета.
Авиафанера была оборонным материалом, поэтому требования к ней ставили жесткие, чтобы не было ни одного сучка, следили, чтобы шпон был гладким.
Каждый шестой самолет в годы Великой Отечественной войны был построен в Татарии и с использованием зеленодольской фанеры.

В годы войны было выпущено 44 тыс. кубометров фанеры
Фото: стоп-кадр видео
Лыжи для лыжных батальонов
Знаменитая в Зеленодольске башня «Тамара», построенная задолго до войны, также стала производственным цехом. Здесь были установлены станки для производства спичек, без которых трудно представить и нынешний быт.
«Я работала на спичечном станке. Спички склеивали по 10 штук и отправляли на фронт. Это был военный год, кушали мы по талонам, карточка продуктовая была на хлеб. В день 600-700 граммов, не хватало, конечно», – вспоминала труженица тыла Валентина Миронова.

Сергей Саркисян: «24 сентября 1941-го команда в количестве 60 человек – лыжников и комсомольцев – была отправлена в запасной лыжный батальон для прохождения огневой и лыжной подготовки»
Фото: стоп-кадр видео
Также с начала войны в Зеленодольске стали производить лыжи для специальных лыжных подразделений Красной Армии. Эти подразделения играли важную роль в зимних операциях, особенно в условиях труднопроходимой местности.
«В начале сентября 1941 года был издан приказ о создании лыжных батальонов. И уже 24 сентября 1941-го команда в количестве 60 человек – лыжников и комсомольцев – была отправлена в запасной лыжный батальон для прохождения огневой и лыжной подготовки», – рассказал руководитель Музея спорта зеленодольского лицея №1 Сергей Саркисян.

Фото: стоп-кадр видео
Маршал Рокоссовский, говоря о лыжных батальонах, отмечал их большой вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

С начала войны в Зеленодольске стали производить лыжи для специальных лыжных подразделений Красной Армии
Фото: стоп-кадр видео\
Бревна доставлялись на плотах по Волге, а потом детскими и женскими руками перекатывались в цеха
В условиях военного времени на заводе трудились преимущественно женщины, старики и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин. Рабочий день часто длился по 12-16 часов без выходных. Но, несмотря на дефицит ресурсов и сложные условия, коллектив завода демонстрировал высокий уровень самоотверженности и трудового героизма.
Бревна доставлялись на плотах по Волге, а потом в любую погоду детскими и женскими руками перекатывались в цеха. Лето было спасением. Труднее приходилось в остальное время года, когда детская кожа трескалась до крови и раны просто не успевали заживать.

Бревна доставлялись на плотах по Волге, а потом в любую погоду детскими и женскими руками перекатывались в цеха
Фото: стоп-кадр видео
Валентина Миронова пришла работать на фанерный завод в 1942 году, когда ей было 15 лет. По воспоминаниям труженицы тыла, работы было очень много: сначала привозили сырье, его сгружали в варочной, затем делали шпон. Валентина измеряла его толщину, была старшим контролером. «Маленькая, но шустрая была, везде пролезала. И в пилоточку ходила, проверяла, какой развод у пилы. В моей смене всегда все было хорошо», — вспоминает она.
А зеленодольская школьница рассказала, что ее прабабушка с 16 лет работала на фанерном заводе сортировщицей шпона. «Там ей приходилось поднимать огромные листы фанеры. Она работала наравне со взрослыми и могла рассчитывать только на себя. Я не могу представить, что моя прабабушка выдержала столько военных лет», – поделилась девочка.

Валентина Миронова пришла работать на фанерный завод в 1942 году, когда ей было 15 лет
Фото: стоп-кадр видео
Первое из деревообрабатывающих предприятий России с международным сертификатом качества
В послевоенные годы началась поэтапная реконструкция предприятия: в 1948 году было заменено основное технологическое оборудование, в 1967-1968 годах расширены производственные и подсобные площади, в 1974 году установлены новые лущильные станки и механизированы процессы транспортировки и обработки сырья.
В середине 1980-х внедрены современные линии лущения и рубки шпона, а также сушильные установки. В 1990-е завод был оснащен современным зарубежным оборудованием.
Сегодня компания – один из ведущих производителей фанеры в России, она специализируется на выпуске березовой клееной фанеры толщиной от 3 до 18 мм.

Сегодня компания – один из ведущих производителей фанеры в России
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Завод первым среди деревообрабатывающих предприятий России получил международный сертификат качества ISO 9002. За высокие достижения предприятие было удостоено звания «Лидер российской экономики» в 1995 году и приза «За технологию и качество» международного Клуба лидеров торговли в 2001 году.
Ряд работников предприятия удостоены правительственных наград, в том числе орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Трудовой Славы различных степеней.
Публикация подготовлена при участии Наталии Фроловой, Эдуарда Лёвочкина, Натальи Панкратовой и по материалам фильма «800 верст до войны» студии «Паратск»
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
Свежие комментарии