На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Татар-информ

54 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Алекс
    У нас абрикосы уже отцвели, а в Казани только зацвелиВ зооботсаду Каза...
  • ruslava Митькина
    Никак не заткнется перевертыш, из-за него уже перестаешь смотреть любимые спортивные передачи, чтобы не слышать его т...«ФЛГР буду руково...
  • Gennady Domnenko
    Особь.«ФЛГР буду руково...

«Река была красной от крови, люди из воды руки тянули»: история зенитчицы из Казани

В 17 лет ушла на фронт добровольцем, выучилась на зенитчицу, перенесла множество ранений, прошла Курскую битву – Амина Гаязовна Ахмадеева в свои 100 лет остается такой же волевой и решительной. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны в материале «Татар-информа».

Автор: Елена Фенина

100-летняя ветеран войны поделилась воспоминаниями о битве под Курском

В 17 лет ушла на фронт добровольцем, выучилась на зенитчицу, перенесла множество ранений, прошла Курскую битву – Амина Гаязовна Ахмадеева в свои 100 лет остается такой же волевой и решительной.

Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны в материале «Татар-информа».

Не так давно к Амине Гаязовне нагрянули с концертом представили Дома Дружбы народов РТ. Вместе они спели «Катюшу» и «День Победы»

Фото: из семейного архива Амины Гаязовны Ахмадеевой

«Сегодня, как и в 17 лет, когда уходила на фронт, полна оптимизма»

Ветерану Великой Отечественной войны Амине Ахмадеевой 100 лет. Она совсем не обращает внимания на трехзначную цифру, полна оптимизма, как и в 17 лет, когда уходила на фронт. Именно сила духа не позволила сломаться в те тяжелые годы, признается Амина Гаязовна.

Сейчас Амину Гаязовну опекают близкие, хотя она уверяет, что и сама может справляться со всеми бытовыми делами. Женщина всегда очень рада гостям – они в ее доме появляются часто. Со столетним юбилеем приезжал поздравить глава Кировского и Московского районов Владимир Жаворонков. А не так давно нагрянули с концертом представили Дома Дружбы народов Татарстана. Вместе они спели «Катюшу» и «День Победы». Когда гости решили порадовать хозяйку танцем, на удивление всем вместе с ними в пляс пустилась и она сама.

С детства Амина отличалась своей спортивной формой. Рассказывает, как девчонкой на Сабантуе залезла на столб за призом – сделать этого не смог тогда ни один из местных парней. Амина Гаязовна уверена: любовь к спорту стала для нее залогом долголетия.

В феврале Амине Гаязовне присвоили звание «Почетный гражданин».

Со столетним юбилеем приезжал поздравить глава Кировского и Московского районов Владимир Жаворонков

Фото: из семейного архива Амины Гаязовны Ахмадеевой

«Отец тоже воевал – и на Гражданской, и на Великой Отечественной»

Рассказ о войне Амина Гаязовна начинает с истории своей семьи.

«Нас восемь детей было у родителей, я была вторым ребенком. Отец наш 1895 года рождения. Он тоже был на войне – и на Гражданской, и на Великой Отечественной», – рассказывает она.

Жили Ахмадеевы в Сабинском районе, в селе Шемордан. Тогда там не было школы и Амине приходилось каждый день проходить более 20 километров. Училась хорошо, к девятому классу хорошо разговаривала на немецком. Эти знания в годы войны спасли жизни нескольким ее боевым товарищам.

Когда началась война, ей было 17 лет. Она очень хорошо запомнила тот роковой для всей страны день.

«Папа всех нас разбудил, всех на ноги поставил. “22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война”», – цитирует известные строки Амина Гаязовна.

Девушка, которая на тот момент уже окончила школу, сразу же записалась в добровольцы. Ответ военкомат дал не сразу, и пока до нее дошла повестка, брата уже забрали на войну. Служил он танкистом.

Амина Гаязовна вспоминает: пока ждала ответ из военкомата, успела передумать – когда ей сообщили, что ее забирают на фронт, испугалась.

В 17 лет Амина Гаязовна ушла на фронт добровольцем, выучилась на зенитчицу, перенесла множество ранений, прошла Курскую битву

Фото: из семейного архива Амины Гаязовны Ахмадеевой

«Я сидела в поезде, увидела, как на перроне сестра и мама стоят, – чуть в окно не выпрыгнула»

«Отправили меня в Казань, в Соцгороде был сборный пункт, нас обучали там. Потом стали распределять. Меня решили отправить в Нижний Новгород учиться на зенитчицу. Я уже сидела в поезде и в окне увидела, как на перроне мама с сестрой стоят. Я расплакалась и чуть в окно не выпрыгнула, кричала: “Я следующим поездом поеду”. А меня схватили, не дали прыгнуть. Мама с сестрой так и остались стоять», – расплакалась Амина Гаязовна, вспоминая.

До сих пор признается, что не может забыть тоску, которая одолела ее в тот миг. Но на сантименты времени не было. Впереди ждало серьезное обучение, а после – суровые фронтовые будни.

Как и в школе, училась девушка хорошо, за это ее назначили командиром зенитной девичьей роты. Грохот от зенитной установки, свист пуль, крики людей – все это стало частью ее жизни. Амина Гаязовна вспоминает, как получила первое ранение.

«Увидели мы вражеский самолет, я скомандовала: “Огонь!”, – и от ударной волны нас засыпало землей. Подруга моя всех нас выкопала, искусственное дыхание мне делала – всех нас спасла. Но я получила тяжелое ранение шеи. Память у меня тогда отшибло. Помню только, как сообщила, какая дальность и какая высота», – объясняет она.

Зенитчицу отправили санитарным поездом в госпиталь, но в пути на них налетели вражеские самолеты.

«Наш поезд бомбили. Нас только 15 человек выжило. Мужчины вытащили печку из вагона – так мы грелись, выживали. Они, помню, кабана поймали и в эту печку целиком засунули. Но я есть ничего не могла, мне было очень плохо», – вспоминает Амина Гаязовна.

Спустя несколько дней подоспела эвакуация и выживших забрали в госпиталь.

«У меня началась эпилепсия из-за ранения, но я не позволила врачам записать диагноз в карточку. Я никогда громко не говорила, но тут встала: “Если будете писать "эпилепсия", лучше убейте”. Я на фронт хотела», – вспоминает она.

Как и в школе, училась девушка хорошо, за это ее назначили командиром зенитной девичьей роты

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Подхожу к деревне, а там – все мертвые. К реке иду, а она красная и люди из воды руки тянут»

Девушка подлечилась и вернулась в строй. Тогда их девичью роту отправили в Воронеж.

«Мы поехали на автомобиле ГАЗ, но в пути выяснилось, что воды в карбюраторе нет. Тогда я взяла два ведра и пошла к реке, и вот тогда я первый раз увидела смерть. Подхожу к деревне, а там – все мертвые. К реке иду, а она красная и люди из воды руки тянут», – рассказывает она.

Амина Гаязовна вспоминает, что в тот момент ее охватил ужас.

Затем их отправили в село Касторное под Курском, которое 4 июля 1942 года оккупировали немецкие войска. Населенный пункт был важным для врага, там находился крупный железнодорожный узел из трех станций: Курская, Новая, Восточная. Неподалеку от этого места в коровниках фашисты создали концлагерь «Дулаг-231», где содержали и военнопленных, и мирных жителей.

25 января 1943 года 40-я армия Брянского фронта начала операцию по освобождению Касторного. В ней участвовали и две воздушные армии, были задействованы порядка 500 самолетов. С вражеской стороны было убито около 17 тысяч человек. Спустя три дня ожесточенных боев поселок был освобожден. После этого Касторное стали называть «малым Сталинградом».

«Я и сейчас, как глаза закрою, вижу эту картину. По земле идешь, а она ходуном ходит – повсюду трупы зарыты. Мне было очень страшно», – рассказывает Амина Гаязовна.

Сегодня Амина Гаязовна говорит: несмотря ни на что, не жалеет о своем тогдашнем решении уйти на фронт защищать Родину

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Парня-предателя прям на глазах у родителей расстреляли»

После освобождения солдаты остановились в Касторном, жили в уцелевших домах вместе с сельчанами. И вот в одном из таких домов жила немецкая семья, а у них был сын – парень, страдающий психическими отклонениями.

«В присутствии этого парня наш командир проводил планерки, обговаривал цели и задачи. Он отправлял наших бойцов в разведку, но никто не возвращался, находили их с отрезанными головами», – вспоминает Амина Гаязовна.

Как-то ночью девушке стало плохо, она вышла на улицу подышать воздухом.

«И тут слышу – немецкая речь, и вижу, как мальчишка тот немцам все передает. Я сразу же побежала, сообщила все командиру. Разведку ту отменили, а парня-предателя прям на глазах у родителей расстреляли. Я до сих пор каждый день за него молюсь, прощения прошу у его родных. Ведь если бы не я, жив бы он был. Но и парней наших погибших после его предательства жалко, совсем молодые были», – рассказывает Амина Гаязовна.

После Касторного зенитчиц отправили под Курск, где шли страшные бои.

«Солдаты строили противотанковые сооружения, готовились к бою. Фашистские танки тронулись, а наши подняли огонь. Это была самая важная первая победа», – вспоминает она.

Когда в дом приходят гости, Амина Гаязовна с удовольствием надевает китель, на котором красуются медали и ордена

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Когда вернулась с войны, мать сожгла гимнастерку»

В 1944 году после череды тяжелых ранений девушка была вынуждена вернуться домой.

«Когда я вернулась с войны, мать сожгла гимнастерку. Остались только кирзовые сапоги и пилотка. Я бы тоже так поступила: ненавистная война», – вспоминает Амина Гаязовна.

Так закончился ее фронтовой путь. День Победы девушка встретила в родном селе. Постепенно жизнь налаживалась: девушка вышла замуж, стала мамой пятерых детей. До наших дней из них дожили только двое.

Когда в дом приходят гости, Амина Гаязовна с удовольствием надевает китель, на котором красуются медали и ордена. Сегодня она говорит: несмотря ни на что, не жалеет о своем тогдашнем решении уйти на фронт защищать Родину. И добавляет, что прекрасного в людях тогда все-таки было больше, чем плохого.

«Я не зря воевала», – уверенно подытожила Амина Гаязовна.

 

Читайте нас:

Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru

ВК - https://vk.com/tatarinform

Телеграм - https://t.me/iatatarinform

YouTube - https://www.youtube.com/user/tatarinform/

 

Ссылка на первоисточник
наверх